Нетворкинг и мозговой штурм: правила успеха руководителя

Инга Радченко, бизнес-консультант, life-коуч, психолог, эксперт международной организации по развитию СПА и велнес SWIC, отраслевой бизнес-психолог, автор программы по командообразованию Team Spirit, президент академии инновационных технологий «Золотое сечение», г. Москва

Современный руководитель в индустрии красоты и здоровья – это эксперт по управлению взаимоотношениями и выстраиванию отношений. Рассмотрим такие методы эффективных взаимоотношений, как нетворкинг и мозговой штурм.

Нетворкинг

Простыми словами, нетворкинг – это построение сети деловых связей. Формирование вокруг себя круга людей, каждый из которых профессионал в какой-то области. У вас всегда будет возможность обратиться за помощью или за советом. У многих людей есть идеи, которые они могут отдать просто так, им это ничего не стоит. И у вас тоже всегда есть что-то, что несложно отдать другим. Весьма интересен буквальный перевод данного термина – «плетение сети».

Приведу несколько правил, при соблюдении которых выстраивание связей будет эффективным.

1. Не встречайте по одежке. Часто обеспеченные и влиятельные люди игнорируют общепринятые этикетные правила, в том числе и в одежде. Поэтому, встретив человека в джинсах и свитере, не спешите делать выводы о его положении в обществе, иначе рискуете проигнорировать полезный контакт.

2. Всегда будьте готовы к нетворкингу. Интересные знакомства можно завести везде. Для того чтобы не потерять связь со случайно встреченным человеком, всегда держите при себе визитки.

3. Общайтесь. Бывает довольно сложно перебороть себя и завести беседу первым. Тут важно помнить, что ваша главная цель – быть полезным человеку, а не приобрести выгоду. Поэтому не стоит бояться, что вас проигнорируют или откажут вам.

4. После знакомства желательно закрепить контакт. На следующий день после встречи напишите собеседнику электронное письмо о том, как вы были рады общению.

5. Развивайтесь. Способность к нетворкингу – не врожденное качество, а приобретаемый навык. Поэтому практикуйтесь, читайте специализированную литературу и не бойтесь неудач.

Все современные руководители сейчас обучаются нетворкингу сами и обучают своих сотрудников.

Мозговой штурм

Еще один инструмент управления – мозговой штурм, редко, по моим наблюдениям, используемый в индустрии красоты и здоровья.

Мозговой штурм – это процесс, в результате которого рождаются неожиданные и интересные идеи. Он сводит вместе различные точки зрения и помогает определить лучшие варианты, иначе можно остаться во власти собственных заблуждений. Именно так считает большинство людей, которые выступают за проведение мозговых штурмов.

Как мне кажется, те, кто пробовали использовать этот инструмент и не добились результатов, скорее всего, вовлекали в мозговой штурм разрозненную и неподготовленную группу людей, просто позволяя всем разбрасываться мыслями. В итоге руководитель остается с огромным количеством поверхностных идей и растерянно пытается разобраться, что с ними делать. Когда мозговой штурм проводится на скорую руку, он только увеличивает количество проблем. Но реальная цель использования данного инструмента в управлении – это отнюдь не коллекция идей самих по себе, потому что количество никогда не должно преобладать над качеством. Сессии мозгового штурма должны функционировать как четко организованные сеансы решения проблем.

Есть правила, которые позволят руководителю быть эффективным в решении важных задач.

1. Четко сформулируйте проблему. Вы получаете в ответ то, о чем просите. Прежде чем вы попросите «совместного решения проблемы», доработайте саму просьбу. Убедитесь, что вся команда понимает цель, к которой должна стремиться.

2. Проведите подготовительную работу. Вопреки распространенному мнению, вдохновение не возникает на пустом месте. Предоставьте членам команды необходимую исходную информацию, чтобы они могли подготовиться к встрече. На встрече у вас будет достаточно времени только для сотрудничества, поэтому не стоит даже часть этого времени тратить впустую на объяснение проблемы.

3. Стремитесь к объективности, установите ответственность. Во время совместной работы лучше стремиться к объективности, а не соглашаться на уклончивый, не связанный с обязательствами подход. Приберегите критику исключительно для ситуаций, связанных с осуществимостью идей, и держите ее подальше от человека, который предлагает эти идеи. Напоминайте о том, что цель встречи – найти лучшее решение проблемы, следите за тем, чтобы в разговоре участвовали все присутствующие. Ничто не убивает совместную работу быстрее, чем концентрация внимания на одном эгоисте. Участники, считающие процесс принятия решений справедливым, с большей вероятностью примут конечный результат без каких-либо обид, даже если они с ним не согласны.

4. Назначьте ведущего. Для поддержания справедливости вам нужно заранее определить человека, который будет следить за ходом дискуссии и регулировать процесс таким образом, чтобы все голоса были услышаны. Хороший ведущий – это тот, кто может считывать ситуацию и оценивать, в какой момент самые спокойные участники дискуссии должны высказаться. Хороший ведущий также обеспечивает всем комфортную атмосферу для презентации идей.

5. Не ассоциируйте хорошие идеи с должностями. Во время встречи ко всем участникам нужно относиться как к равным. Придерживаясь определенных установок, вы рискуете пропустить альтернативные перспективы, которые могут раскрыть возможности команды. Никто из нас не способен охватить ситуацию целиком, поэтому на встрече необходимо слышать разные точки зрения.

6. Установите контроль над исполнением. Последующие действия не менее важны, чем сами идеи. Нельзя допускать ситуации, когда встреча резко обрывается еще до того, как вы узнаете о дальнейших шагах. Но чтобы эти шаги были приняты, нужно назначить ответственного. Обязательно сообщайте о результатах и держите команду в курсе процесса принятия решений, при необходимости продолжайте диалог.

Каждая команда имеет свою уникальную структуру. Поиск правильного пути решения проблем совместными усилиями требует общей напряженной работы и тонкой регулировки. И чем лучше вы усовершенствуете этот процесс, тем успешнее окажется совместная работа.

Есть признанные современным управлением 10 методов генерировать новые идеи.

1. Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют, выявляя недостатки и преимущества.

2. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». В ходе творческого процесса человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе подводятся итоги работы.

3. Метод «Ментальные карты» разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

4. Синектика. Автор Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. В этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ, предложенный Фрицем Цвики, заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.

7. Непрямые стратегии. Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Нужна колода карт с командами, например: «дай волю злости», «укради решение» и др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.

8. Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит убеждение, что новые идеи не только таятся в глубине нашего подсознания, но и рвутся наружу, надо их просто выпустить, то есть не мешать их появлению. Новая идея может прийти в голову в самом необычном месте.

9. Расшифровка. Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.

10. Ловушка для идей. В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.

 

 

Полная печатная версия:
Архив...